Кинопраздник в Чите

Кинопраздник в Чите

Три последних майских дня и два первых июньских – в прекрасную пору встречи весны с жарким летом – все лучшие киноконцертные залы Читы были заполнены участниками, гостями и зрителями 4-го Забайкальского Международного кинофестиваля (ЗМКФ).

Чита уже привыкла к ежегодному кинопразднику Забайкалья последних лет. Город ждет, готовится, надеется, что «завтра будет лучше, чем вчера», хотя каждый сбор гостей из разных регионов России и других стран – по-своему значителен и увлекателен для десятков тысяч читинцев и жителей края.

Пять дней и вечеров кинофестиваля пролетели на одном дыхании, наполненном улыбками, объятиями, цветами, уникальными сувенирами, блистательными выступлениями любимых артистов и памятными встречами с большим кино в «Удокане», «Бригантине», «Мегаполисе»… Теперь время – остановиться, подвести итоги, вспомнить яркие мгновенья. У каждого участника и свидетеля 4-го кинопраздника, конечно, свои впечатления и предпочтения. В краевой прессе и на необъятном виртуальном пространстве интернета журналисты Читы и звезды театра и кино из Москвы-Питера коротко или подробно поделятся своими наблюдениями, переживаниями, открытиями. Попытаюсь в этих фестивальных заметках внести и свою эстетическо-аналитическую лепту в летопись молодого, динамичного и яркого кинопраздника в Чите.

Идею в массы

По приглашению руководящей тройки – президента Забайкальского кинофестиваля Александра Михайлова, председателя оргкомитета и НП «Забайкальское Землячество» Виктора Шкулева, исполнительного директора Сергея Федорова – мне посчастливилось быть гостем и наблюдателем краевого праздника все пять насыщенных дней. От церемонии открытия до награждения победителей. Впечатлений много, изложу, что просится, на бумаге.

Прежде всего, немного истории. Как родился фестиваль? Почему в Чите? Может это просто дань «праздничной моде», когда региональных праздников, конкурсов, фестивалей и прочих культурных событий нынче пруд пруди? И каждый российский регион хочет отметиться и засветиться на федеральном, а то и мировом уровне. В принципе ничего плохого в этом нет. Если есть, что показать и кого пригласить. Если событие заслуживает внимания и имеет неформальный отклик в сердцах и умах участников и благодарных зрителей. А все это в Забайкалье, несомненно, имеет место. И с каждым годом культурный фейерверк на читинском кинофестивале взлетает все выше и ярче. Но главное, думаю, не только в понятном стремлении устроителей праздника расширить культурное пространство региона, а в глубинных мотивах отцов-основателей. Они в Чите, к счастью, совсем не случайны и неизменны.

У каждого крупного культурного события должен быть талантливый, харизматичный лидер. Вожак, имеющий эстетическую программу, духовные силы и мощную экстравертную энергетику. Только тогда рождается «долгоиграющее» явление, покоряющее массы. Так было у Олега Ефремова с «Современником», у Георгия Товстоногова с питерским БДТ, у Юрия Любимова с Таганкой…

Президент Читинского кинофестиваля Александр Михайлов вырос в бурятском селе Цугульский Дацан или Цогул, стал выдающимся артистом в Москве, покорил миллионы женских и тысячи мужских сердец в советском культурном пространстве. Тут и около 20 лет служения в Малом театре, и десятки фильмов, среди которых: «Любовь и голуби», «Одиноким предоставляется общежитие», «Мужики», «Змеелов»… Ныне этот уроженец Забайкалья – народный артист РФ, профессор ВГИКА, самобытный певец, запомнившийся феерическим участием в конкурсе Первого канала «Две звезды», где зажигал с Таисией Повалий на первых ролях. И так далее. В октябре 2014 года грядет 70-летний юбилей. Выдающийся артист, казалось бы, мог спокойно жить-поживать в столице, воспитывать талантливых дочек, помогать ярким вгиковцам прорываться в профессионалы киноискусства, проводить творческие вечера, продолжать сниматься в кино и играть в антрепризах. Предложений хватает. Но… «покой нам только снится». Однажды, лет пять назад, Александр Яковлевич узнал итоги федерального конкурса среди ста крупных городов России, расставившего эту сотню по социально-культурному рейтингу. Критерии – сегодняшний срез и динамика развития региона. В этом конкурсе лидировал Грозный, последней (!) стояла Чита. Столица родного Забайкальского края!

Михайлов надолго потерял покой и сон. Стал думать: как изменить, переломить и улучшить социально-культурную ситуацию. Его тревоги и мысли совпали с созданием общественной организации Некоммерческое партнерство «Забайкальское землячество», во главе которой встал крупный предприниматель, уроженец забайкальского поселка Улеты Виктор Шкулев. Вскоре Михайлов и Шкулев нашли друг друга. И родился очень мощный, культурно-деловой дуэт современных «Станиславского» и «Немировича-Данченко».

Возможно, не мне первому пришла эта мысль в голову, но, наблюдая сценические моменты открытия и закрытия 4-го Читинского кинофестиваля, а также другие парные выступления главных руководителей регионального кинопраздника, я углядел явную, визуальную схожесть нашей забайкальской пары с великим дуэтом основоположников Московского Художественного театра в конце 19-го века. Высокого, статного красавца – артиста, режиссера, создателя театральной системы, получившей его имя, и энергичного, мудрого, коренастого директора, уверенно тянувшего почти полвека огромный «воз» их совместного нового дела знают «в лицо» все театралы и киношники. И, думаю, согласятся, что сегодняшний творчески-деловой дуэт – крупный мастер театра и кино Михайлов и выдающийся организатор, талантливый мотор в проведении крупнейших культурных акций Шкулев – удивительно совпадает как внешними, физическими параметрами, так и личностными, интеллектуальными проявлениями с легендарными создателями МХАТа.

Свой «Славянский базар» двух забайкальских москвичей, состоявшийся пять лет назад, и привел к идее, которая через неутомимую деятельность «родителей» и членов оргкомитета овладела массами и получила материальное воплощение в ежегодном Читинском кинофестивале. Необходимую лепту внесло и руководство края. Сначала масштабный Забайкальский кинопраздник активно поддержал губернатор Равиль Гениатулин и его команда, затем эстафету приняли Константин Ильковский и новый министр культуры Виктор Колосов.

Процесс культурного общения всегда носит двусторонний характер – «таланты и поклонники». В Чите известных, популярных, любимых артистов встречают тысячи почитателей. А среди столичных артистов прослеживается рост «декабристов» – кинозвезд разных поколений, желающих побывать в рамках кинофестиваля в далеком, романтичном Забайкалье. Кстати, на церемонии закрытия председатель жюри 4-го ЗМКФ – импозантный и харизматичный режиссер Александр Котт – заявил со сцены, что для него самым сильным впечатлением от досуговой программы в Чите стало посещение замечательного читинского музея декабристов. А через пару дней после Читы стало известно, что фильм Александра Котта «Испытание» признан лучшим фильмом «Кинотавра-2014» в Сочи. Куда режиссер и поспешил на получение приза. Прекрасная перекличка в творческой судьбе набирающего творческую мощь режиссера! Наверное, помогла и забайкальская аура, долетевшая от Читы до Сочи. К тому же в России, скорее всего, только два города имеют название из 4-х букв, одна из которых Ч, что, несомненно, способствовало!..

Вот далеко неполный список «декабристов», побывавших в Чите на первых трех кинопраздниках: Алексей Петренко, Аристарх Ливанов, Николай Бурляев, Ирина Алферова, Владимир Хотиненко, Настасья Кински, Римма Маркова, Дмитрий Певцов, Илзе Лиепа, Егор Кончаловский, Владимир Гостюхин, Зинаида Кириенко, Анастасия Макеева, Валерия Ланская, Сергей Шакуров, Дарья Повереннова, Елена Захарова, Эвклид Кюрдзидис, Мария Голубкина, Жанна Эппле, Даниил Спиваковский, Владимир Конкин, Анна Чурина, Любовь Тихомирова, Ирина Медведева, Сергей Астахов, Дарья Екомасова, Александр Носик, Юрий Николаев, Елена Корикова, Сергей Никоненко, Наталья Гвоздикова, Валерий Баринов, Елена Лядова, Олеся Судзиловская, Сергей Векслер, Евгений Меньшов, Ольга Грозная, Андрей Соколов, Александр Тютин, Борис Смолкин, Людмила Нильская, Мария Берсенева и многие другие.

Фейерверк талантов

И добавим неполный список «культурного десанта», высадившегося в Чите в дни четвертого кинопраздника: Сергей Гармаш, Валерий Баринов, Татьяна Догилева, Ирина Муравьева, Наталья Варлей, Борис Галкин, Максим Аверин, Дмитрий Павленко, Леонид Мозговой, Лидия Боброва, Анна Большова, Игорь Петренко, Александр Голубев, Кирилл Плетнев, Мария Берсенева, Анна Банщикова… Некоторые медиалица, скажем, Валерий Баринов, Евгений Меньшов, Ирина Медведева и другие прилетели в Читу не в первый раз.

На церемониях открытия и закрытия 4-го ЗМКФ многие ораторы: губернатор края Константин Ильковский, Александр Михайлов, Виктор Шкулев, режиссеры и артисты говорили со сцены и в кулуарах об особенной, неповторимой атмосфере читинского кинофестиваля. В двух словах это – забайкальская сердечность. В Чите все было неформально, щедро, искренне и открыто. Прекрасно отработали и на концертных площадках, и на губернаторских приемах, и на неформальных встречах лучшие художественные коллективы края: Государственный театр национальных культур «Забайкальские узоры», Национальный театр песни и танца «Амар сайн», фолк-театр «Забайкалье», замечательный казачий вокальный ансамбль. И в такой атмосфере для столичных артистов невозможно было петь, читать стихи или просто говорить от себя, что называется, в полноги. Все народные, заслуженные и популярные артисты выкладывались на полную катушку и получали в ответ щедрые аплодисменты от переполненных залов краевой филармонии, окружного Дома офицеров, Дворца молодежи «Мегаполис». Сольные вечера и встречи провели в Чите Сергей Гармаш, Валерий Баринов, Наталья Варлей, Максим Аверин. О последнем хочется сказать отдельно. Большую популярность этот харизматичный «Глухарь» и «Склифосовский» завоевал в последние годы через телевизионные сериалы. Но москвичи (автор в том числе) знают, что на сцене райкинского театра «Сатирикон» этот актер давно, ярко и успешно участвует в глубоких и разнообразных спектаклях. В Чите довелось увидеть Максима в двух очень разных проявлениях. Как выдающийся шоумен Макс Аверин вместе с коллегой по «Сатирикону» Агриппиной Стекловой искрометно и неформально вел церемонию открытия фестиваля 29 мая. А через день, в феерическом гала-концерте звезд российского кино в Доме офицеров Забайкальского края (ведущие Дмитрий Павленко и Алика Смехова) его номер в конце представления стал, на мой взгляд, пронзительной кульминацией вечера. Сначала Максим поет, а на большом киноэкране возникают мегазвезды нашего театра и кино: Александр Абдулов, Олег Янковский, Наталья Гундарева, Олег Даль… Когда в конце на экране появляются Юрий Никулин и Людмила Гурченко, думаю, не только мне пришлось доставать носовой платок. Помнится, незадолго до ухода несравненной Людмилы Марковны в одной из телевизионных программ Максим прекрасно исполнял роль её партнера – внимательного, остроумного, изобретательного пажа при королеве сцены. А после видео-песни, попросив жестом прекратить овации, Аверин прочитал культовое стихотворение «С любимыми не расставайтесь» на уровне чтецкого мастерства наших лучших драматических актеров, в коротком списке которых и его худрук Константин Райкин.

Называя свои яркие впечатления, не могу обойти имя самой младшей участницы праздника Алины Михайловой. Первый раз довелось увидеть прелестную двенадцатилетнюю звездочку месяц назад, на творческом вечере Александра Михайлова в московском ЦДЛ – Центральном Доме литераторов. То, что Александр Яковлевич прекрасно поет, я уже знал, внимательно следя за его участием в «Двух звездах». Свой вокальный дар народный артист получил, по его словам, от мамы. Они пели с ней в детстве на два голоса «По диким степям Забайкалья», «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина», мелодичные казачьи песни… Многое мы услышали из «маминого» репертуара на вечере в ЦДЛ. А потом Михайлов пригласил на сцену Алину. И белокурая певица пионерского возраста без всякого музыкального сопровождения чистым, сильным голосом покорила взыскательный зал все тем же репертуаром бабушки. Оказывается, милой певунье, видимо, по божественному провидению передался и абсолютный музыкальный слух, и артистический талант бабушки и отца. В полной мере оценили дар юной певицы и большие залы Читы, где Алина Михайлова исполняла казачьи песни и соло, и с папой, и вместе с профессиональными коллективами Забайкалья.

И еще хочется сказать об одном таланте, сумевшем внести заметную художественную лепту в программу кинофестиваля. Зовут живописца Владимир Распутин, родился и вырос он в Забайкалье в районе Сретенска, учился, кстати, в школе и дружил с руководителем группы «Калинов мост» Дмитрием Ревякиным. Талантливые забайкальцы органично втягиваются в орбиту ЗМКФ. Музыканты «Калинова моста» уже не в первый раз радовали читинцев. Дмитрий Ревякин подсказал Виктору Шкулеву и его команде адрес, где живет и творит живописец Распутин. Представители оргкомитета поехали в Новосибирск, оценили работы художника, отметившего в этом году 50-летний юбилей, и дружно решили – да! Вернисаж Владимира Романовича Распутина может и должен украсить культурную программу 4-го Читинского кинофестиваля. Что и произошло. Выставка торжественно открылась в последний день весны-2014 в Музейно-выставочном центре Забайкальского края. После церемонии удалось увидеть и пожать руки многим знакомым забайкальцам, прибывшим в Читу с «московским десантом». Разумеется, открывали выставку Александр Михайлов и Виктор Шкулев, в зале присутствовали: Степан Михайлович Жиряков (ныне сенатор от Забайкальского края), министр культуры Забайкальского края Виктор Колосов, члены оргкомитета – Сергей Федоров (уроженец Сретенского района), Николай Воробьев (уроженец Чернышевска, начальник Забайкальской железной дороги на рубеже веков), Игорь Волокитин (уроженец Нерчинска, один из спонсоров фестиваля).

Картины Владимира Распутина покоряют индивидуальным, возможно, уникальным «квадратно-мозаичным» стилем живописи. И чрезвычайно выразительными, художественно полнокровными образами, выраженными на холстах уверенной рукой мастера. Здесь и несколько полотен казачьей темы. И волшебные женские лица и фигуры. И «преданья старины глубокой». Словом, картины нужно смотреть и детям, и взрослым. Они точно духовно обогащают и пробуждают добрые чувства в русле вечных пушкинских заветов. Выставка работала до середины июня, так что сотни читинцев смогли увидеть и оценить творения оригинального художника. Первого июня я пришел в тихий зал еще раз, чтобы спокойно посмотреть, сфотографировать, что захотелось, оставить свой отзыв в книге откликов, где накопилось уже немало благодарностей от посетителей.

Жеребец в подарок

Детство Саши Михайлова прошло в Цугульском Дацане (поселок Цугол), входящем в Бурятский национальный округ. От Читы расстояние примерно 250 километров, по местами – приличной, местами – не очень хорошей дороге. О жизни с мамой в послевоенные годы Александр Яковлевич рассказывал и на вечере в ЦДЛ, и в других своих выступлениях. Жили они в землянке два с половиной на три метра, где умещалась и печка, и спальные места, и кухня. Потом семья переехала в поселок Степь, а после 7 класса Саша уговорил маму переехать во Владивосток – бредил морем и мечтал стать моряком.

В каждый приезд в Читу Михайлов обязательно добирается до своего Дацана. Где воздух детства и обожающие земляки придают новых сил и энергии для кипучей московской жизни. Вот и в один из дней 4-го ЗМКФ его президент, а также председатель оргкомитета В. Шкулев и сопровождающие их лица караваном в полдюжины машин отправились в Цугол. Среди сопровождавших была землячка по Дацану Мария Тимошенко, молодые актеры Дмитрий Павленко, Кирилл Плетнев, Ирина Медведева… Получив «добро» от Михайлова, в одной из машин покатил и автор этих строк.

Землянка оказалась преображенной. Её по сути построили заново, а к приезду хозяина покрыли еще и модным сайдингом, что не очень, правда, понравилось Александру Яковлевичу, предпочитающему натуральное дерево. Но, как говорится, «дареному коню…», впрочем, о коне чуть позже. Внутри землянки стояла обновленная печка, готовая к «употреблению». Спичку зажег сам хозяин, сразу из трубы потянулся в забайкальское небо веселый дымок, как и 60 с лишним лет назад.

Перед землянкой встречать почетного гостя выстроилась местная детвора в нарядной школьной форме по виду еще советских времен. Признаюсь, что на мой пенсионный взгляд (как, думаю, и большинства выпускников СССР) эта форма вполне соответствовала позитивному учебному настрою. После приветственного митинга, сделали фото на память и отправились на обзорную экскурсию по Дацану под предводительством его духовного руководства. Примерно семиметровая на глаз потрясающе нарядная скульптура Будды производит незабываемое впечатление. Отлично дышится в главном помещении Дацана, построенного давным-давно из метровых стен. При любой жаре внутри всегда прохладно и приятно.

Затем последовал чай с обильными мясными и овощными закусками, а также чудным черемуховым тортом. Лама Дацана рассказывал о местной истории и обычаях, гости получали подарки и благодарили хозяев. В конце застолья вышел один из старых друзей Михайлова и сообщил, что домик без хозяйства не бывает. И поэтому фермер решил подарить дорогому земляку… натурального коня, а в придачу корову и барана. За животными пока будут присматривать на его усадьбе, а Александр Яковлевич и его близкие смогут пообщаться с живыми подарками в следующие приезды. Вскоре кавалькада железных «коней» двинулась в село Агинское, где делегацию кинофестиваля принимало руководство Бурятского национального округа. К вечеру все благополучно вернулись в Читу, проехав обратные сотни верст по мало меняющимся с веками «диким степям Забайкалья».

На радость киноманам

И в заключение коротко о главном – о кино. После торжественного открытия фестиваля в зале областной филармонии был показан фильм «Жажда» режиссера Дмитрия Тюрина. Фабула этой современной, молодежной драмы в том, что трое боевых друзей по Чеченской войне разыскивают своего пропавшего друга. Парня, склонного к игромании, облапошили и лишили квартиры «понаехавшие» в город потомки крутого криминала 90-х. Фильм жесткий, с ёмкой, местами ненормативной лексикой. О его достоинствах пусть судят кинокритики, классикой, на мой вкус он не станет, но в профессионализме режиссеру и исполнителям главных ролей точно не откажешь.

Вот официальные итоги. Лучшим фильмом IV ЗМКФ признана российская драма «Диалоги» режиссера Ирины Волковой. Приз за лучшую мужскую роль был вручен Максиму Суханову за блестящую игру в фильме «Роль». Победительницей в номинации «Лучшая актриса» стала Жюльетт Бинош за роль в фильме «Камилла Клодель». Южнокорейцам Хван Чжо Юн и Чанг-мин Чобыли присуждены награды за сценарий к фильму «Маскарад». Лучшим режиссером был признан Мишель Гондри за картину «Пена дней». Специальный приз жюри был вручен оператору фильма «Зеркала» за эмоциональный портрет в отражениях эпох. Приз зрительских симпатий также получила картина Марины Мигуновой «Зеркала».

Лучшим фильмом в конкурсе «Новый взгляд» стала приключенческая картина «Частное пионерское» режиссера Александра Карпиловского. Этот же фильм получил и приз зрительских симпатий. Отдельного приза заслужил фильм «Плыви, рыбка, плыви» в номинации «Специальное упоминание жюри» – за верность традициям французского кинематографа и поиск нового киноязыка.

Организаторы Забайкальского Международного Кинофестиваля особо отметили некоторых приглашенных гостей и вручили им почетные призы. Специальный приз за воплощение подлинной русской женственности получила Анна Каменкова. Специальный приз за развитие классических образов современной женщины вручили Татьяне Догилевой. Специальный приз за бесценный вклад в создании женских характеров в кино получила Ирина Муравьева. Специальный приз за вклад в киноискусство был вручен Валерию Баринову. Отдельный приз Губернатора Забайкальского края был вручен заслуженной артистке РСФСР Наталье Варлей, чьи предки неразрывно связаны с историей Забайкалья.

Кроме того, были подведены итоги конкурсов, проведенных в рамках Кинофестиваля. Главный приз за лучший сценарий короткометражного фильма получил Никита Кондратьев за работу «Эхо войны». Специальные призы получили Сергей Потехин со сценарием «Натянутые струны» и Егоров Александр за сценарий «Билеты счастья».

Победителем в конкурсе на лучший короткометражный фильм стала организация CinemaLab, представившая на конкурс 4 фильма – «Мечта» (режиссер Виктория Писарева), «Мы будем вместе» (режиссер Лаура Штерн), «Копия» (режиссер Игорь Мантров), «Стук» (режиссер Баяр Барадиев).

Вручали призы руководители, организаторы и почетные гости фестиваля. Среди вручателей назову имя еще одного земляка-забайкальца, члена оргкомитета Николая Бочкарева, много делающего в последние годы для общей нашей с ним Малой родины – города Балея.

Пространно комментировать итоги не берусь, целиком видел лишь 3 фильма. Среди них – яркая лента «Великая красота» с калейдоскопом выразительных эпизодов на фоне красот Рима. Совместное производство Италии-Франции, режиссер Паоло Соррентино. Фильм длинный – 142 минуты, но времени было не жалко, из полного зала «Удокана» зрители точно не уходили.

Полностью моё мнение совпало с призом зрительских симпатий – фильмом «Зеркала». Режиссер Марина Мигунова, в роли Марины Цветаевой – Виктория Исакова, в роли Сергея Эфрона – Роман Полянский. Он и получал призы, доставшиеся этому фильму. Забавный и точный штрих. Когда ведущая вместе с Евгением Меньшовым церемонию закрытия Ольга Грозная профессионально объявила, что приз зрительских симпатий принимает исполнитель главной роли Роман Полянский, стоявший на сцене филармонии «вручалец» Аркадий Инин выдал остроумную реплику-комментарий. «Не могу согласиться с ведущей, – заметил Аркадий Яковлевич, получивший, к слову, свой град аплодисментов и на гала-концерте, и при других выступлениях на кинопразднике. – Все же главную, а точнее заглавную роль в фильме «Зеркала» играет не замечательный Роман, а выдающаяся, гениальная актриса Вика Исакова».

Может быть, насчет гениальности Виктории Исаковой классик киносценариев, кинокапустников и эстрадных спичей погорячился, отдав дань фестивальной эйфории. А возможно и попал в точку. Так уж получилось, что Вику Исакову я наблюдаю с 1995 года – со Школы-студии МХАТ им. В.И. Немировича Данченко, где будущая исполнительница роли Марины Цветаевой училась на курсе О.Н. Ефремова (педагоги А.Б. Покровская, Роман Козак, Дмитрий Брусникин), выпущенного в 1999 году.

Видел все её студенческие работы, несколько спектаклей в Московском театре им. А.С. Пушкина, где Виктория Исакова служит много лет, разные кино и телеработы. Хорошо зная широчайший диапозон этой уж точно незаурядной актрисы, я все же сомневался: как играть гениальную Цветаеву? Как вообще можно играть гениальность? За ответами и направился в читинский кинотеатр «Удокан» утром 1 июня 2014 года. Вика не просто порадовала. Она смогла! Она была убедительной и в сценах 20-летней Марины – сексапильной и безбашенной. И в драматических коллизиях взрослой заграничной жизни великой поэтессы с её неустроенным бытом, сложным семейным укладом, фантасмагорическим любовным треугольником. Актриса оказалась и потрясающе достоверной в последних, трагических сценах ухода гениальной пятидесятилетней женщины в военной Елабуге. Цельная, выдающая, возможно, классическая роль! Спасибо, Вика – девочка с ефремовского курса, ставшая значительной актрисой постсоветского театра и кино. Думаю, Олег Николаевич и Роман Ефимович были бы тобой довольны.

Четвертый Забайкальский Международный кинофестиваль ушел в историю. Как говорили в выступлениях отцы-основатели Александр Михайлов и Виктор Шкулев, на следующий день после его закрытия начнется подготовка к пятому (юбилейному!) кинопразднику в Чите. Будем ждать. Год пролетит быстро.

Владимир Попов,
драматург, член Союза театральных деятелей РФ