Проводы поэта
Владимир ПОПОВ
Москва и мир простились с Евгением Евтушенко
Всей своей жизнью и творчеством он оправдывал свою строку: «Поэт в России больше чем поэт». Похоронили Евгения Евтушенко 11 апреля 2017 года согласно его последней воле рядом с Борисом Пастернаком в подмосковном, писательском поселке Переделкино. На кладбище, согласно воле родных, не было столпотворения. Тысячи желающих смогли проститься с поэтом на гражданской панихиде в Центральном Доме литераторов Москвы.
В знаменитом, московском ЦДЛ, Евгений Евтушенко выступал много раз в течение шести десятилетий. И, конечно, очень закономерно, что именно здесь проходило прощание с самым популярным поэтом, самым громким оратором-чтецом и, на мой взгляд, главным «шестидесятником» ХХ века. В известную группу входили не менее талантливые мастера поэзии: Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский, Белла Ахмадулина, Булат Окуджава. У каждого читателя могут быть свои предпочтения: кому-то ближе чеканность Рождественского, кто-то восхищается метафоричностью Вознесенского или изысканностью Ахмадулиной, много фанатов и у великого барда Окуджавы (я в том числе). И все же – неоспоримый факт: наиболее известен был и в СССР, и во всем мире именно Евгений Евтушенко. Он объездил с выступлениями в ХХ веке чуть не сотню стран, был знаком и дружил со многими мировыми лидерами и крупнейшими художниками слова и кисти.
О прощании ниже, а пока напомним штрихи из жизни и творчества ушедшего классика.
Евгений Александрович Евтушенко родился 18 июля 1932 года в Сибири, воспев в зрелые годы свою детскую станцию Зима. Мать по житейским причинам указала годом рождения – 1933-й. Несмотря на ранний развод, отец, будучи и сам поэтом-любителем, активно занимался воспитанием сына. Он водил сына-подростка на вечера поэзии Анны Ахматовой, Бориса Пастернака, Михаила Светлова, Александра Твардовского, Павла Антакольского... В такой творческой атмосфере юный Женя был развит не по годам, рано начал писать стихи. В 1949 году газета "Советский спорт" впервые опубликовала стихотворение Евтушенко. Талант пробивал себе дорогу. В 1952 году издан первый сборник "Разведчики будущего". Вскоре Евтушенко принимают в Союз писателей СССР, двадцатилетний парень становится самым молодым участником организации. Трудится неутомимо. Его перу принадлежат десятки поэтических сборников, несколько романов и много публицистической прозы. Ещё Евгений Евтушенко написал сценарии и снял, как режиссер, два художественных фильма. Как актер сыграл роль Циолковского в кинофильме «Взлет». Очень хотел в свое время сыграть роль поэта Сирано де Бержерака в фильме Эльдара Рязанова. Есть кино-фотохроника его проб на эту роль. Но фильм не состоялся. Успел этот многогранный, кипучий деятель также собрать и издать масштабную антологию «Строфы века», где напечатал лучшие стихи (на свой выбор) сотен русских поэтов. Был и секретарем Союза писателей СССР, и депутатом от Харькова в переломные, перестроечные годы на закате СССР, и так далее.
Не простые отношения с властью не помешали поэту стать лауреатом множества наград, среди них ордена «Знак Почета», «Трудового Красного знамени», «Дружбы народов», «За заслуги перед Отечеством», медаль «Защитник свободной России». Еще в 60-х Евтушенко был кандидатом на Нобелевскую премию по литературе за поэму «Бабий Яр». Знатоки поэзии знают и ценят тонкую лирику молодого поэта. Несколько поколений помнят стихи и песню «Хотят ли русские войны», ушли в народ и многие другие песни на стихи Евтушенко. Скажем, «А кавалеров мне вполне хватает, но нет любви хорошей у меня».
У Евтушенко было четыре брака. Первый с Беллой Ахмадулиной (с 1954 г.), затем с Галиной Сокол-Лукониной (с 1961, приемный сын). Третьей женой стала ирландка Джен Батлер (с 1978), у них родились два сына, с одним из них она приехала хоронить своего Женю. Последние тридцать лет поэт прожил с Марией Новиковой, тоже родившей двух сыновей – Дмитрия и Евгения Евтушенко. Со взрослыми сыновьями-красавцами вдова Маша и привезла хоронить покойного мужа в Россию из город Талса, штат Оклахома, где знаменитый русский поэт с начала 90-х годов преподавал русскую литературу и кино в местном университете. Но ежегодно по нескольку раз приезжал в свой дом (теперь музей) в Переделкино, для встреч с читателями по всей России, для выступлений в Политехническом музее в свой день рождения 18 июля. Последние четыре года «на одной ноге», вторую отняли до колена. Планировал выступить и в день своего 85-летия…
Теперь о прощании. В Большой зал ЦДЛ 11 апреля 2017 года народ пошел с 9 утра. Цветов – море, их сотни провожающих, поднимавшихся цепочкой на сцену, клали у гроба, затем дежурные охапками уносили цветы за сцену, освобождая место для новых букетов. Перед сценой стояли большие венки от Президента РФ, правительства России, Совета Федерации, Государственной Думы, Олега Табакова… Церемонию посетили министр обороны Сергей Шойгу, министр культуры Владимир Медынский, глава Роспечати Михаил Сеславинский. Желающие послушать прощальные речи могли оставаться в зале, постепенно он заполнился до отказа. В 11 часов панихиду открыл председатель Союза писателей Москвы (в этот союз после раскола Союза писателей СССР с начала 90-х входил и Е.А. Евтушенко – В.П.) Евгений Юрьевич Сидоров – бывший ректор Литературного института им. Горького, министр культуры, известный критик, автор книги об Евтушенко, выдержавшей уже три издания. Знаток жизни и творчества главного шестидесятника сказал свое неформальное, прочувствованное слово об Евгении Александровиче, затем перечислил имена наиболее известных авторов из большой пачки телеграмм соболезнования родным и близким, не зачитывая самих текстов. Затем начал представлять пожелавших выступить.
Сказать свое слово о Поэте выходили разные ораторы, начиная с бывшего премьер-министра Сергея Степашина. Приведу некоторые запомнившиеся слова. Актер, режиссер и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов сказал, что для него Евтушенко на поэтическом пьедестале России – второй гений после Пушкина. Глава Роспечати Михаил Сеславинский, поддерживавший издание книг поэта, вспомнил, как совсем недавно Евгении Евтушенко четыре часа читал стихи на Красной площади, держа внимание тысяч слушателей. В заключение министр прочитал стихотворение от 1962 года «Я улетаю далеко…», где тридцатилетний тогда Евтушенко как бы провидел, каким будет его уход. Актер Вениамин Смехов рассказал, как четыре года назад в традициях любимовской Таганки поставил новый поэтический спектакль по Евтушенко «Нет лет». Спектакль играют нынешние молодые артисты Таганки, он имел большой успех и на парижских гастролях. Актер мастерски прочел стихи поэта, напомнил и отдельные строчки из Евтушенко разных лет, ставшие классикой.
– Евгений Александрович больше любил поэзию в себе, чем себя в поэзии, – заявил поэт Олег Хлебников. И подчеркнул, что Евтушенко упорно и бескорыстно помогал десяткам молодых поэтов пробиться в печать. Как это было и с ним, и с Булатом Окуджавой, которого, по словам оратора, Евтушенко буквально заставил собрать и помог издать первую книгу стихов.
Крупный литературовед и поэт, профессор МГУ и Литературного института, интеллектуальный телеведущий передачи «Игра в бисер» Игорь Волгин заявил, что своими стихами уже в середине 50-х годов молодой Евтушенко внес в поэзию свой заметный голос, свою интонацию, своего героя. И затем всем свои творчеством исполнил три завета из «Памятника» Пушкина: пробуждал «добрые чувства», «восславил свободу» и призывал «милость к падшим».
Свое слово о поэте и плеяде «шестидесятников» сказал известный писатель Евгений Попов. Профессионально прочитал стихотворение «Наследники Сталина» режиссер Марк Розовский. С неизменной гитарой вышел Сергей Никитин, вспомнивший несколько ярких эпизодов из совместных выступлений с поэтом в Харькове и Москве. А затем выдающийся композитор и исполнитель рассказал притихшему залу, как Евтушенко не раз напоминал ему при встречах: «Когда меня будут хоронить, спой песню Андрея Петрова на мои стихи из кинофильма Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». Не забудь!» Сергей обещал… А на панихиде прозвучала предыстория.
Очень хотелось в свое время и Рязанову и Никитину, чтобы музыкальный шедевр Андрея Петрова прозвучал в фильме песней. Но адекватных стихов не возникало, и однажды вечером, в общей гостинице Никитин обратился к Евтушенко: «А слабо вам, Евгений Александрович, написать свои слова на эту гениальную музыку?» Утром Сергей нашел в своем номере листок со словами от Евтушенко. И песня Петрова-Евтушенко в кинофильме прозвучала! Конечно, Сергей Никитин не забыл просьбу поэта и на самом достойном уровне спел пронзительные строки: «Жил-был одинокий господин./Он был очень странный/Тем, что был стеклянный...»
Этот шедевр Евтушенко сочинил за одну ночь, подчеркнул исполнитель.
После завершения панихиды и ритуального выноса гроба из Большого зала ЦДЛ на улицу небольшая автомобильная колонна отправилась в Переделкино. В одном из двух поданных автобусов успел занять место и автор этого прощального репортажа. Что удивительно, а может и закономерно, за день до и на следующий после похорон погода в Москве стояла холодная, снежно-дождливая – зима в середине апреля огрызнулась недели на две. Но весь день прощания над Москвой и Переделкино с чистого, голубого неба сияло ласковое, горячее солнышко. На подходах к кладбищу, на выгороженной барьерами площадке состоялась последнее отпевание для родных и близких. На него пускали строго по именным приглашения или личным разрешениям сыновей поэта. Подошедшего чуть позже Андрея Дементьева поначалу тормознули, охранники ходили советоваться к распорядителям и родным. Возмущенные голоса за ограждением требовали пропустить бывшего редактора «Юности», где и начиналась слава шестидесятников. Наконец, вопрос решился, и Дементьев подошел к вдове и сыновьям. Впрочем, вскоре служба закончилась, гроб понесли к могиле, затем барьеры были убраны, и все желающие из приехавших в Переделкино (на глаз – порядка двухсот человек) смогли бросить по ритуальной горсточке песка и земли. Над могилой быстро вырос холмик, покрытый толстым слоем цветов.