Прощание с Олегом Табаковым
15 марта на Новодевичьем кладбище Москвы появилась новая могила
Три месяца театральная Москва и миллионы театралов и киноманов надеялись, но… 12 марта у Олега Табакова остановилось сердце. Прощальная панихида состоялась в МХТ им. А.П. Чехова, которым Олег Павлович руководил с 2000 года, приняв эстафету от О.Н. Ефремова. Вел прощание один из лучших сегодняшних актеров театра, он же ректор Школы-студии МХАТ им. В.И. Немировича-Данченко Игорь Золотовицкий. От МХТ первым выступил доктор искусствоведения Анатолий Смелянский. Во МХАТе он работает с 1980 года: завлит, помощник художественного руководителя (сначала Ефремова, потом Табакова), ректор Школы-студии МХАТ (2000-13 гг.) Анатолий Миронович сопоставил две пары выдающихся руководителей МХАТа за всю его историю. При создании театра с конца ХIХ века и до конца тридцатых годов ХХ-го театром руководили К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко. Последние почти полвека у руля стояли О.Н. Ефремов и О.П. Табаков. Смелянский напомнил, что недавно по инициативе Олега Павловича близ театра установлен памятник Станиславскому и Немировичу-Данченко, в Камергерском переулке.
Сергей Юрский отметил, что в актере Табакове уникально сочеталась легкость уникального шута-импровизатора и редкая глубина в драматических ролях. «Мы оба играли в 22 года роль Олега Савина в пьесе Розова «В поисках радости», – подчеркнул Юрский. – Для меня это была премьера на сцене питерского БДТ Товстоногова. Табаков стал кумиром зрителей на сцене «Современника», потом в фильме «Шумный день» по этой пьесе. Однажды мы пересеклись с Табаковым в кинофильме «Король-олень» в 1970 году. Всю ночь разговаривали, и молодой, успешный актер поразил меня заявлением, что «сейчас нужна школа». Он уже тогда думал о своей «Табакерке» и главное – сделал все, что задумал!
У микрофона Марк Захаров: «Сочинитель. Творец. Выдумщик. Самым веселый и зажигательный актер из всех, с кем я работал за долгую жизнь» Мар Анатольевич рассказал, как восхитился виртуозным мастерством Олега Павловича, вспоминая эпизод из своего фильма «Двенадцать стульев». В сцене Остапа Бендера (Андрей Миронов) и голубого воришки Альхена (Олег Табаков) на пожелание режиссера пустить скупую мужскую слезу, Табаков сначала педантично уточнил: в какую секунду эпизода? из какого глаза? А затем буквально проделал это в кадре! Напомнил Марк Анатольевич и о вершинном мастерстве Табакова-чтеца в роли солдата-балагура Теркина, и о масштабности веселого Кота Матроскина. А в конце сказал: «Сейчас испытываю горечь и все же счастье, что был рядом с этим великим человеком».
В своем серьезно-иронично-убойном ключе выступил Александр Ширвиндт. Он вспомнил, как в 1965 году 29-летний Олег Табаков лежал с инфарктом и сказал гостю: «Шурок, как быстро все кончается». К счастью, все только начиналось. Лёлик был мощнее всех из нас. И со своей «безапелляционно-прекрасной мощью» побеждал полвека во всех делах и поступках.
От школы-студии МХАТ выступила профессор Анна Николаевна Петрова, видевшая «65-летний путь неистового Олега. Когда он из худенького, необыкновенно талантливого мальчика вырос в художественного лидера страны».
Приехавший из Саратова председатель областной Думы Иван Георгиевич Кузьмин напомнил, что актерский путь Табакова начинался в Саратовском Дворце пионеров в детском театре Натальи Сухостав. Теперь недалеко от этого дворца стоит бюст-памятник одной из ролей Табакова. Адвокат Генри Резник следом сказал, что в Саратове общался с Олегом Табаковым с общего пионерского детства, видел его блестящие работы в драмкуржке, о которых писали и говорили уже в конце 40-х годов. Лет пять назад Олег Павлович приезжал в город детства с женой детьми и внуками, чтобы соединить «связь времен».
От актеров МХТ любимому коллеге, мастеру и руководителю сказала многократное спасибо Ирина Мирошниченко. Шедевр Пастернака «Август» прочитал Авангард Леонтьев. Когда от волнения многолетний соратник Табакова по «Современнику» и МХАТу забыл одну строку, ему из зала подсказали её сразу несколько голосов. Затем Вениамин Смехов вспомнил прекрасный вечер «при свечах» в старом ВТО не улице Горького, где чествовали Табакова по случаю какой-то награды. А в зале сидели Райкин, Утесов, Гурченко, Плятт… И когда пришла минута финишной благодарности, Олег вместо прозы ответил поэтическим восьмистишием Давида Самойлова: «Вот и все/ смежили очи гении./ И когда померкли небеса…» От прощального волнения Смехов тоже чуть запнулся, и снова голос из зала напомнил строку.
Кинорежиссер Владимир Меньшов вспомнил и фильм «Шумный день», и вершинную по его мнению кинороль Табакова в фильме «Гори, гори моя звезда», и незабываемые театральные впечатления с Табаковым в молодом «Современнике».
Конечно, на панихиде не обошлось без учеников Олега Павловича. Они заполнили верхние ярусы зала, молодые актеры МХТ и «Табакерк» сменяли друг друга в почетном карауле. Несколько раз выходили Владимир Машков, Евгений Миронов, Сергей Безруков. Каждый из этой выдающейся тройки «цыплят Табака», как они сами себя называют, сказал и свои прощальные слова любимому мастеру, «отцу родному».
Уже ближе к концу двухчасовой, «микрофонной» панихиды на сцену с букетом бордовых роз вышел Владимир Путин. Возложив цветы, Президент РФ постоял у гроба, затем подсел на пять минут к вдове, высказал, видимо, слова соболезнования, встал. Обнял на прощание Марину и Машу, молча ушел за кулисы.
К концу панихиды Марина Зудина вышла на минуту к микрофону, сказала, что именно с этой сцены ей важно произнести прощальные слова любви и признательности за 23 года счастья семейной жизни с Олегом Павловичем.
У каждого из нас свой Табаков, свое отношение к его работе и личности. Но ясно, что Олег Павлович Табаков вписал свое имя в самый первый ряд выдающихся советских и русских артистов. Для меня важно его очень деятельное участие в спектаклях и фильмах по пьесам и сценариям моего учителя Виктора Сергеевича Розова. Он начинал 22-летним «Поисками радости», а в 80 лет выходил на сцену МХТ главным героем в пьесе В. Розова «Гнездо глухаря». Будем помнить этого уникального актера, а многие почитатели Олега Павловича наверняка будут ходить на Новодевичье с цветами к его могиле.
Владимир Попов